Меню сайта

Наш опрос
КАК БЫ ВЫ В ЦЕЛОМ ОЦЕНИЛИ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЕЖЛИВОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ?
Всего ответов: 36

Статистика

Форма входа
Логин:
Пароль:

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 56 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга

Пятница, 19.04.2024, 06:26
ГРУППЫ:
Новости сайта:
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Давайте поиграем » Занятия » Знакомство с величиной предметов (второй год жизни)
Знакомство с величиной предметов
КоординаторДата: Суббота, 29.01.2011, 22:19 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 275
Статус: Оффлайн
Цель. Продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

Материал. Большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка — 16 см, маленького — 10 см. Размер большого кубика — 4,5x4,5x4,5 см, маленького — 3x3x3 см.

Ход занятия. Показывая ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, педагог поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает ребенку открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий воспитатель хвалит малыша. Когда все кубики будут рассмотрены, воспитатель просит малыша сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости педагог помогает выполнить задание.

Похвалив ребенка, воспитатель ставит рядом с большим ведерком маленькое. Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их. Затем воспитатель выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много: больших и маленьких.

Педагог вместе с ребенком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко, оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко.

Если ребенка заинтересовало задание, он может повторить его. В этом случае ему дают оба ведерка. Педагог следит, как малыш открывает крышки, и при необходимости помогает ему. Ребенок должен раскладывать игрушки на столе в поле своего зрения, не нагромождая их друг на друга. Воспитатель придвигает к ребенку маленькое ведерко и предлагает сложить в него маленькие кубики, обращая внимание на величину игрушек. После отбора маленьких кубиков ведерко закрывается крышкой, и малыш начинает складывать оставшиеся большие кубики в большое ведерко. Дети охотнее действуют с небольшими предметами, так как их удобнее захватывать. Поэтому вначале воспитатель сам складывает большие кубики, а ребенок оперирует с маленькими, более удобными, во втором случае воспитатель предлагает малышу отобрать маленькие предметы и сложить их в маленькое, придвинутое ближе к ребенку ведро. Не следует требовать от ребенка непременно точного отбора различных предметов. Достаточно, чтобы он накапливал осязательный опыт и учился при захватывании игрушек раскрывать ладонь соответственно их величине.
Занятие проводится с детьми в возрасте 10 мес. и старше. На первом году жизни форма обучения индивидуальная, а начиная с 1 г. одновременно могут заниматься 2 малыша. Важным оказывается не сам возраст, а подготовленность ребенка к обучению, его общий нервно-психический уровень развития.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

 
КоординаторДата: Суббота, 29.01.2011, 22:28 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 275
Статус: Оффлайн
Нанизывание больших и маленьких колец
(второй год жизни)

Цель. Обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький.

Материал. Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца — 4,5 см, маленького — 3 см.

Ход занятия. Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она красивая, состоит из колец. Начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня. Затем привлекает внимание детей к большим кольцам, поясняет, что они не такие, как прежние, они другие, вот какие: большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец).
Потом педагог собирает пирамидку. Надев одно большое кольцо, предлагает кому-либо из детей надеть такое же колечко. То же задание выполняет и другой ребенок. Затем надеваются маленькие кольца.
Когда вся пирамидка собрана, взрослый предоставляет возможность каждому ребенку выполнить задание самостоятельно. Педагог следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если они затрудняются, напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем еще такое же и т. д.
Размещение оставшихся маленьких колец на стержне не представляет особой трудности для детей, прошедших обучение на предшествующих занятиях. Кто быстро справился с заданием и проявил при этом определенный интерес, выполняет его еще раз.
Снятые кольца обязательно должны быть разложены в один ряд по размерам. При быстром и правильном выполнении задания старшим детям предлагают усложненные варианты. Они могут выбирать большие из перемешанных колец разного размера.
Возраст занимающихся от 1 г. 1 мес. и старше. Можно заниматься с двумя детьми одновременно. Продолжительность занятия 5—8 мин.
Для закрепления знаний детям предоставляется возможность поиграть с пирамидками в свободное время.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

 
КоординаторДата: Суббота, 29.01.2011, 22:29 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 275
Статус: Оффлайн
Нанизывание колец на конус
(второй год жизни)

Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.

Материал. Пирамидка на конической основе из 5 цветных колец, равномерно убывающих по размеру. На данном занятии кольца одноцветные.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям новую для них пирамидку конической формы, состоящую из 5 колец. Фиксирует внимание на том, что кольца разные: такие и вот такие (сопровождает показ словесным уточнением). Снимая кольца, складывает их в один ряд справа от основания пирамидки. После показа воспитатель предлагает следующее кольцо снять кому-либо из детей и положить рядом с уже размещенными на столе предметами. Для детей, прошедших предварительное обучение, этот процесс не сложен. Однако выстраивание колец в один равномерно возрастающий ряд может быть недостаточно усвоено детьми. Поэтому здесь требуется контроль и помощь педагога.
Обратный процесс нанизывания на стержень колец, убывающих по величине, начинается с большого кольца. Важна не только величина, но и пространственное расположение кольца, поскольку при конической основе его нижняя часть шире верхней, и если малыш неправильно собирает пирамидку, то между соседними кольцами образуется пустое пространство.
Дети, сидящие за одним столом, последовательно надевают на пирамидки кольца, разложенные в ряд. Взрослый проверяет, чтобы они не пропускали правое крайнее кольцо и, нанизывая его на стержень, не переворачивали нижней стороной вверх. Плотная насадка колец на конусную основу осуществляется при осязательном контроле, и воспитатель должен обращать на это особое внимание.
После предварительного объяснения и показа воспитатель раздает каждому ребенку по пирамидке и предлагает весь этот процесс проделать самостоятельно.
В индивидуальной работе педагог использует разные приемы: словесное напоминание («не пропускай колечко», «не переворачивай», «надевай правильно»), прямой показ (если ребенок неверно разместил кольцо, воспитатель предлагает совместно с ним положить колечко или надеть его). Кроме того, педагог учит малыша осуществлять зрительно-осязательный контроль за правильностью выполнения задания: обхватив руку малыша своей рукой, он проводит ею сверху вниз по поверхности пирамидки (у правильно собранной пирамидки она гладкая).
Задание может быть выполнено на этом же занятии еще раз. Продолжительность занятия 5—8 мин. Участвуют одновременно 2—3 ребенка.
Пирамидки используются и в играх в свободное время.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

 
КоординаторДата: Суббота, 29.01.2011, 22:30 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 275
Статус: Оффлайн
Нанизывание колец, убывающих по величине
(второй год жизни)

Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.

Материал.
Коническая пирамидка из 5 колец на цилиндрической основе (пирамидка обыкновенная). В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.

Ход занятия.
Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не в первый раз, то этот процесс не представляет для детей особой трудности. Воспитатель заостряет внимание на том, что кольца разные. Сняв первое, показывает его детям и поясняет, что оно маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое последующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: большое кольцо, вот какое. И т. д.
На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что книзу пирамидка расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.
Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог дает указания, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки). При снятии колец он обращает внимание на их величину (самое маленькое колечко положить рядом с вершинкой, справа) . Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое (показывает жестом на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и наконец самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размер колец.
При захватывании большого кольца ребенок широко раскрывает ладонь, а воспитатель интонационно выразительно подчеркивает: «Вот какое большое!». Дойдя до самого маленького кольца, педагог предлагает снова показать ей самое маленькое колечко, которое «прячется в ладошке».
При повторном выполнении задания цвет предметов меняется. В конце занятия дети могут отнести и поставить пирамидки на соответствующую полку.
Занятие проводится 2—3 раза с детьми от 1 г. 2 мес. и старше. Продолжительность занятия 5—7 мин.
С детьми старше 1 г. 6 мес. проводятся более сложные занятия: они собирают пирамидку, выбирая кольца необходимого размера из произвольно перемешанных предметов; на следующем этапе собирают пирамидки из перемешанных колец любых двух цветов.
Для самостоятельной деятельности дидактический материал должен быть размещен в доступном для детей месте. Воспитателю следует находиться, недалеко от детей, по собственной инициативе играющих с пирамидками, чтобы вовремя помочь им советом, поспособствовать доведению начатого дела до конца; поддержать порядок и т. д.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

 
КоординаторДата: Суббота, 29.01.2011, 22:31 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 275
Статус: Оффлайн
Складывание двухместной матрешки
(второй год жизни)

Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. Вводить понятие слов большой, маленький.

Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

Ход занятия.
Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют.
Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание на их величине, согласуя слова с жестом: одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предлагает детям показать маленькую матрешку.
Далее педагог открывает большую матрешку, прячет в ней маленькую и предлагает кому-либо из детей закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.
Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если малыш не может открыть крышку, воспитатель помогает.
Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой. Если малыши заинтересовались предметами, воспитатель предлагает маленькой матрешке погулять немного: матрешка ходит топ-топ-топ (сочетает показ и словесное пояснение).
В конце занятия дети собирают матрешку и уводят ее на место, приговаривая топ-топ-топ.
Занятие проводится с детьми старше 1 г. 2 мес. 2 раза, длится 5—8 мин. Одновременно занимаются 3—4 ребенка. В самостоятельных играх дидактический материал должен способствовать решению тех же задач, которые ставят перед детьми на занятиях.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

 
КоординаторДата: Суббота, 29.01.2011, 22:32 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 275
Статус: Оффлайн
Складывание трехместной матрешки
(второй год жизни)

Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами, отличающимися по величине; при этом ориентироваться на слова открой, закрой, большая, маленькая, такая, не такая.

Материал. Трехместная матрешка, вкладыши которой отличаются один от другого высотой в 1,5—2 см.

Ход занятия. Воспитатель показывает матрешку, слегка встряхивает ее. В ней что-то гремит. Это заинтересовывает детей. Педагог открывает матрешку и достает вкладыш. Обе матрешки ставит рядом: они красивые, но разные — большая и маленькая. При встряхивании маленькой матрешки оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку, воспитатель выстраивает все 3 предмета в один ряд и подчеркивает разницу в величине.
Дети внимательно рассматривают матрешек, любуются ими, затем с помощью взрослого отмечают, что одна матрешка большая, другая маленькая, а между ними еще одна — средняя. Не следует требовать произнесения названий величины, важна лишь практическая ориентировка ребят в свойствах предметов.
Матрешка собирается в обратном порядке: в среднюю прячется самая маленькая. Фиксируется момент, когда остались 2 матрешки: большая и поменьше. Затем взрослый открывает большую матрешку и прячет в ней среднюю.
После предварительного показа детям раздается индивидуальный материал для самостоятельной работы. Открыть большую матрешку помогает воспитатель. После того как малыши вынут из большой матрешки вкладыши меньшего размера, взрослый напоминает, что большую матрешку надо закрыть, и помогает совместить контуры рисунка. При действиях со средней и маленькой матрешками в помощи воспитателя нуждаются лишь некоторые дети. Как правило, это относится к совмещению рисунка или к выстраиванию матрешек в ряд. Наглядный показ действий или сопоставление величины разных предметов сопровождается словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше.
Если дети быстро справляются с заданием и проявляют интерес, можно предложить им выполнить задание еще раз. Занятие проводится с детьми, начиная с 1 г. 2 мес., продолжается 5—8 мин; проводится 2—3 раза. Усложненные варианты заданий для более старших детей предполагают самостоятельное совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе разных деталей и т. д.
Дети с удовольствием играют с народными игрушками, увлекаясь их красочностью, выразительностью. Педагог следит, чтобы в самостоятельных играх малышей закреплялись умения и навыки, полученные ими на занятиях.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г

 
КоординаторДата: Суббота, 29.01.2011, 22:33 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 275
Статус: Оффлайн
Группировка предметов по форме
(второй год жизни)

Цель. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой; выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.

Материал.
Однородные пирамидки разной формы, состоящие из 5 колец или 5 квадратных брусков.

Ход занятия. Воспитатель показывает пирамидку с кольцами. Сняв первое кольцо, объясняет, что в этой пирамидке все кольца вот такие, круглые (держит кольцо так, чтобы дети хорошо видели его форму). Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд, справа от основания стержня. Опять подчеркивает, что колечек много и все они круглые.
Демонстрируя пирамидку, состоящую из квадратных брусков, воспитатель обращает внимание ребят на форму каждого предмета. Разложив все бруски справа от стержня, говорит, что теперь на столе 2 дорожки: одна такая, другая вот такая. Затем предлагает ребенку собрать круглую пирамидку. Оставшиеся квадратные бруски надевает на стержень другой ребенок. Помощь взрослого необходима при выравнивании сторон и углов квадратной пирамидки. Собрав вторую пирамидку, воспитатель еще раз подчеркивает, что игрушки разные.
Для самостоятельной деятельности педагог раздает по 2 пирамидки: вначале с кольцами (нужно снять их и разложить дорожкой слева от основания), затем с квадратными брусочками (дорожка из них должна быть ровной).
Когда дети вновь начинают собирать пирамидки, педагог помогает нанизывать на стержень предметы соответствующей формы, учит по мере необходимости выравнивать углы и стороны квадратов.
Дети, легко справившиеся с заданием и проявившие при этом интерес, выполняют его еще раз. Занятие длится 5—8 мин, проводится 2—3 раза. На занятии одновременно присутствуют 2—3 ребенка в возрасте от 1 т. 2 мес. и старше.
Для более старших детей можно перемешать кольца и квадраты произвольно, предлагая сгруппировать их по форме и надеть на стержни. Закрепление полученных знаний и умений происходит в самостоятельных играх с предметами.
Задача педагога — предоставить желающим детям дидактический материал и помочь им использовать его с той же целью, что и на занятиях.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

 
КоординаторДата: Суббота, 29.01.2011, 22:35 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 275
Статус: Оффлайн
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
(второй год жизни)

Занятие I

Цель. Обучать детей фиксировать внимание на величине предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине; примеривать вкладыши к отверстиям; понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

Материал. Деревянные круги и квадраты двух размеров: из расчета по 5 больших и по 5 маленьких на одного ребенка. Форма, цвет и фактура предметов должны быть одинаковыми. Разница предметов по величине может достигать 1,5—2 см, но маленький предмет должен быть не менее 3 см. На данном занятии диаметр маленького круга составляет 3 см, высота деревянной основы — 1 см. Диаметр большого круга равен 4,5 см, высота — 1 см. Стороны малого квадрата равны 3 см, большого — 4,5 см. Высота основы обоих квадратов равна 1 см. Дополнительно могут использоваться две полоски плотной белой бумаги шириной 3 и 4,5 см.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям 5 больших и 5 малых кругов, перемешанных произвольно, и объясняет, что они разные — большие и маленькие, затем показывает круги поочередно, сначала маленький кружок, и говорит, что есть круги такие и вот такие, при этом он показывает большой кружок. Поясняет, что маленькие кружочки он будет класть в одну сторону, а большие — в другую, на соответствующих дорожках (полосках бумаги).
Сначала педагог выполняет это действие сам, спрашивая детей, куда положить такой (большой) и куда такой (маленький) кружок. Прикладывает маленький кружок вплотную к такому же маленькому и говорит, что они одинаковые. Таким образом воспитатель раскладывает две пары кружков. При сортировке третьей пары воспитатель предлагает кому-либо из детей показать, куда положить вначале большой, потом маленький кружок или наоборот. Далее остальные дети поочередно выполняют задание, раскладывая по одной паре кружков на столе перед воспитателем. Для того чтобы все занимающиеся были обеспечены достаточным количеством материала, можно взять для группировки большие и маленькие квадраты. Они могут называться кубиками, игрушками и другими словами, более доступными пониманию ребенка.
После объяснения и показа каждому ребенку предлагается индивидуальный материал для группировки: 5 больших и 5 маленьких кругов или квадратов, перемешанных произвольно, и две полоски бумаги. Для максимальной мыслительной активности при выполнении индивидуального задания детям, сидящим рядом, предлагается разный материал: одному — кружки, другому - квадраты. Ребенок, быстро справившийся с заданием, может выполнить его еще раз, но с другим материалом (варьируются кружки и квадраты).
Занятие проводится 5—7 мин и может быть повторено в течение месяца дважды.

Занятие II

Цель. Продолжать учить детей группировать однородные предметы по величине, фиксировать внимание на их размере, формировать простейшие приемы установления их тождества и различия. Обучать пониманию слов такой, не такой, разные, большой, маленький.

Материал. Большие и маленькие прямоугольники, овалы, треугольники. Каждому ребенку одновременно предлагается одна разновидность больших и маленьких предметов: 5 больших и 5 маленьких прямоугольников, или 5 больших и 5 маленьких треугольников, или 5 больших и 5 маленьких овалов. Размеры прямоугольников: 3x2 см, 5x3 см; треугольников: 4,5х4,5х4,5 см, 3x3x3 см; овалов: 3x2 см, 5x3 см. Высота деревянной основы всех предметов 1 см.

Ход занятия. Воспитатель показывает 5 больших и 5 маленьких прямоугольников, перемешанных произвольно, называя их игрушками или кирпичиками. Поясняет, что игрушки разные: такие (большие) и вот такие (маленькие). Далее предлагает задание: такие (показывает большой прямоугольник) игрушки класть в одну сторону, а вот такие (показывает маленький прямоугольник) — в другую сторону. Первые две пары воспитатель группирует сам, а с третьей пары к группировке предметов по величине привлекаются дети.
Подозвав к своему столу кого-либо из детей, воспитатель дает ему один из прямоугольников (большой или маленький), вначале предлагает ему посмотреть, какой у него кирпичик, потом отыскать место, где лежат такие же кирпичики, и положить их вместе. Затем дает ребенку маленький прямоугольник, предлагает рассмотреть, ощупать, какой он маленький («в ладони прячется»). Ребенок находит место, где лежат такие же маленькие игрушки, и кладет его рядом с ними.
Каждый занимающийся по очереди на столе перед воспитателем раскладывает по одной паре предметов в соответствии с их величиной.
После того как все дети справятся с заданием, им предлагается индивидуальный материал для самостоятельной работы. Группировка осваивается быстрее на разнообразном материале. Поэтому после правильного решения поставленной задачи ребенку дают подбор других фигур (большие и маленькие прямоугольники заменяют овалами или треугольниками). На одном занятии дети могут группировать от 2 до 3 разновидностей однородного материала. Так же как и на первом занятии, детям, затрудняющимся в группировке, можно предложить использовать прием прикладывания предметов вплотную для установления их тождества и различия.
Воспитатель может использовать доступные пониманию ребенка опредмеченные слова-названия: прямоугольник назвать кирпичиком, овал — огурчиком, треугольник — домиком или крышей.
В процессе занятия педагог обучает малышей важному способу обследования величины предметов: захватить маленький предмет ладонью так, чтобы он «спрятался» в ней, а чтобы взять большой предмет, надо ладонь широко раскрыть.
Занятие длится 8—10 мин, проводится в течение месяца дважды.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

 
КоординаторДата: Суббота, 29.01.2011, 22:36 | Сообщение # 9
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 275
Статус: Оффлайн
Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы
(второй год жизни)

Цель. Учить детей фиксировать внимание на форме предметов; формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять форму по наличному образцу, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре, следующих размеров: круг диаметром 3 см, квадрат со сторонами 3x3 см, прямоугольник — 3x5 см, треугольник — 3 X 3 X 3 см; высота деревянной основы фигур 1 см. Индивидуальный материал: по 5 кругов и по 5 квадратов или по 5 прямоугольников и по 5 треугольников на каждого ребенка.

Ход занятия. Воспитатель организует группу занимающихся от 3—4 до 8 детей, в зависимости от возраста, показывает им 5 кругов и 5 квадратов, перемешанных произвольно, и объясняет, что у него разные игрушки. Отобрав из общего материала 1 кружок, демонстрирует его детям: «Вот какая игрушка». Затем отбирает квадрат и, показав его, поясняет, что есть еще и такие игрушки. Акцентирует внимание детей на том, что оба предмета разные: такие и вот такие. Непосредственный показ сопровождается названными словами.
Затем воспитатель приступает к группировке предметов. Показав детям круг, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону. Затем, показав квадрат, говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону. Сначала педагог выполняет действие сам, при этом спрашивает детей, куда положить круг, а куда — квадрат. Важно показать детям каждый предмет. Так, демонстрируя круг, он спрашивает: «Где у нас лежит такая игрушка? Куда мы ее положим?» Наложив круг на круг, воспитатель показывает их и поясняет, что эти игрушки одинаковые. С третьей пары к группировке предметов по форме привлекаются дети.
Подозвав малыша к своему столу, воспитатель показывает ему, что в одной стороне лежат одни игрушки (кружочки), а в другой стороне другие (квадраты), предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же (кругам либо квадратам). Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы. Средством контроля за правильностью группировки предметов оказывается наложение предметов одинаковой формы.
Все дети поочередно раскладывают перед воспитателем по 1 кругу и 1 квадрату, присоединив их к предметам соответствующей формы.
При объяснении формы круг и квадрат называются игрушками. Различие в их форме подчеркивается словами такой, не такой, разные, одинаковые. Место на столе, где раскладываются формы, обозначается словом сюда. Основной методический прием, который использует педагог,— непосредственный показ предметов разной формы. При этом словесная инструкция сводится к минимальному количеству слов. В отдельных случаях воспитатель может употребить слова-названия круг, квадрат, но от детей нельзя требовать повторения и запоминания этих слов.
После объяснения и показа действий воспитателем каждому ребенку для группировки по форме предлагается индивидуальный материал: 5 предметов одной и 5 предметов другой формы. Важно, чтобы у детей, сидящих рядом, был разный материал. Если один ребенок группирует квадраты и круги, то рядом сидящий может группировать прямоугольники и треугольники.
Детям, быстро справившимся с заданием, можно предложить сгруппировать предметы другой формы. Если ребенок затрудняется в группировке, воспитатель помогает такому ребенку, акцентируя его внимание на форме путем прикладывания предметов вплотную друг к другу.
Занятие проводится в течение 5—7 мин и может быть повторено в течение месяца дважды.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

 
КоординаторДата: Суббота, 29.01.2011, 22:37 | Сообщение # 10
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 275
Статус: Оффлайн
Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы
(второй год жизни)

Цель. Продолжать фиксировать внимание детей на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять форму предметов с наличным образцом, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники, круги и овалы, овалы и прямоугольники. Индивидуальный материал из расчета по 5 предметов одной и по 5 предметов другой формы на каждого ребенка.

Ход занятия. Подгруппе занимающихся (4—8 детей, в зависимости от возраста и степени обученности на предшествующих занятиях) воспитатель демонстрирует 5 кругов и 5 овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая детям 1 круг и 1 овал, он поясняет, что игрушки разные. При показе круга внимание детей фиксируется на его форме. Обводя круг рукой, воспитатель поясняет: «Посмотрите, какой кружок у меня, вот такой». Показывая овал, обводит его рукой и поясняет, что игрушка другая, она как огурчик (использует опредмеченное слово-название). Далее внимание детей фиксируется на том, что одни игрушки (кружки) размещаются в одном месте, а другие (овалы) — в другом.
Для установления тождества или различия можно использовать прием накладывания предметов одинаковой формы.
После показа и объяснения воспитатель подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять круг (овал), рассмотреть его, определить, куда положил воспитатель такую же игрушку, и присоединить круг к предмету такой же формы. То же проделывается с объектом другой формы. Когда ребенок правильно разместит рядом предметы, воспитатель подчеркивает, что они одинаковые.
Поочередно каждый занимающийся на столе педагога выполняет задание. Важна последовательность выполнения упражнения: взяв предмет из общего материала, ребенок должен рассмотреть его, затем внимательно посмотреть на круг и овал, размещенные в разных местах на столе педагога, сравнить свой предмет с ними, найти такой же предмет и потом положить их вместе. Иногда дети улавливают лишь внешнюю, манипулятивную сторону выполнения задания: берут объект в одном месте и кладут в другое, не обращая внимание на его сенсорные свойства, в данном случае на форму. Поэтому необходимо фиксировать их внимание на тщательном рассматривании предметов.
После того как все дети разместят по одному объекту разной формы (по одному кругу и по одному овалу) на столе воспитателя, им раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания на группировку предметов в соответствии с их формой.
Во время самостоятельного выполнения задания детьми воспитатель осуществляет дифференцированное руководство. Большинству детей он оказывает периодическую помощь. В случае, если ребенок неправильно разместил 1—2 предмета, воспитатель выбирает их из групп однородных объектов, предлагает посмотреть внимательно и показать, куда надо положить такие предметы. В данной ситуации дети успешно выполняют задание, но если отвлекаются, то могут «потерять» задание, т. е. его сенсорную сторону, соскользнув на более примитивную манипулятивную деятельность.
Критерием при оценке выполнения задания служит успешность группировки предметов. Если малыш быстро и правильно выполняет задание, нет необходимости требовать от него расчлененного способа обследования объекта («Возьми игрушку, посмотри на нее внимательно; посмотри, где у меня такая же; покажи, где у меня такая же; а теперь положи их вместе»).
Чем успешнее занимается ребенок, тем быстрее протекает у него весь процесс рассматривания, сопоставления, сравнения, т. е. выполнения задания. Весь ход зрительного анализа быстро переносится во внутренний план и внешне не расчленяется. Такой ребенок, подойдя к столу воспитателя, выполняет задание быстро и без ошибок. Таким детям воспитатель своевременно заменяет материал, например круги и овалы на квадраты и прямоугольники. Их можно также попросить посмотреть, правильно ли выполняют задание другие дети, сидящие рядом. Отдельным детям, испытывающим постоянные затруднения, воспитатель помогает расчленением задания по частям, развернутой инструкцией.
Занятие проводится в течение 6—8 мин и может быть повторено с детьми в возрасте до 1 г. 8 мес. в течение месяца дважды. С более старшими детьми занятие проводится один раз.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

 
Форум » Давайте поиграем » Занятия » Знакомство с величиной предметов (второй год жизни)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Поиск

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz