Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка1-й шаг - стимуляция гуманных чувств:
1-й шаг - стимуляция гуманных чувств: -стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение; - учите его не сваливать свою вину на других; - развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим: сверстникам, взрослым и живому миру.
Например: * «Миша, неужели тебе не жалко других детей?» * «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет». * Спросите у ребенка, почему плачет обиженный малыш. « Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись...»).
2-й шаг - ориентация на эмоциональное состояние другого: - стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
Например: - «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?» - Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!» - «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»
3-й шаг - осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния: - помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное; - постарайтесь понять характер агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным; - стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми; - стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы; - чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний; - чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации; - объясняйте, какими другими не агрессивными способами он может самоутвердиться; - расскажите, что такое вспышка гнева, что означает «контролировать» собственную агрессию, зачем это необходимо делать; - спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль; - объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
Например: - «Ты стукнул Веру потому, что... а ещё почему?»
• Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка. - Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злую мордочку изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злую морду у волка сотри (или незлую изобрази!). Как ты думаешь, почему у волка злая морда?» (Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения.) - «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»
|