Правовое образование дошкольников.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и
свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам
важно не только давать знания, но и создавать условия для их
практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на
ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и
художественно-продуктивную.
Рекомендуется проводить:
• ролевые, театрализованные и дидактические игры;
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Организовывать:
• проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по
решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и
т.п.);
• продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).
Информация для воспитателя.
• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право,
понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.
Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок
нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная
оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может
привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению
положительных героев и оправданию злодеев.
• Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без
соответствующей адаптации учебно-методические пособия
гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.
• Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя
сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и
свобод человека.
Какие задачи ставят педагоги?
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их
социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка,
вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого
своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства,
осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого
человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Для решения поставленных задач была организована работа в трех направлениях: педагогическими кадрами, родителями и детьми.
С целью повышения правовой культуры педагогов составлен
|