Теория о правах ребенка.
Одним из важнейших условий развития общества является
воспитание граждан правового, демократического государства, способных к
социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное
отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в
какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и
роль патриота.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы
"Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые
выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно
занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста,
формирование у детей элементарных представлений о своих правах и
свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое
существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка,
начинаются с права на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано
человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.
Сегодня, с положениями Конвенции о правах ребенка, знакомы 1%
родителей, о существовании Семейного кодекса-58%, об остальных
документах Российской Федерации имеется смутное представление.
Организуя работу по вопросам правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности : игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х направлениях :
С воспитателями;
С родителями;
С детьми.
Для решения поставленных задач по правовому воспитанию просьба
рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ,
потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в
их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и
нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.
При отборе материала по правовому воспитанию учитывать возрастные
особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость,
желание и умение играть, что способствует эффективному познанию
окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к
действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и
устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой
эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая
роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и
сопровождающему правовое воспитание.
Также рекомендуем обратить внимание на рассмотрение вопросов по правовому воспитанию , например:
• К кому обращена Конвенция о правах ребенка.
• Какие факты бедственного положения детей были отмечены накануне принятия Конвенции о правах ребенка.
• Каково положение детей в нашей стране сейчас
• Что такое ООН, в каких документах изложены цели и принципы ООН
• Что такое социальное происхождение и права на гражданство.
• Что, значит, быть защищенным законом.
• Какое значение имеет право ребенка на гражданство.
• Благополучная жизнь, что это?
• В каких международных документах закреплены права ребенка.
• Нужно ли в дошкольных учреждениях изучать права ребенка.
• В каких случаях человек имеет право на защиту своих прав и свобод
с помощью суда.
• Какую роль в жизни человека играет право на свободу слова, почему
диктаторы боятся свободного слова?
• Какой международный договор о правах ребенка является основным, каково его значение,
• Почему государство должно охранять семью.
• Что такое социальный и международный порядок
• Каково место ДОУ в религиозном воспитании детей.
Ответы на эти и другие вопросы, интересующие Вас, вы найдете в следующей литературе:
• Декларация прав человека
• Конвенция о правах ребенка
• Семейный кодекс
• А.Ф.Никитин " Права ребенка" Москва, Дрофа, 2000 год.
• Большой урок для маленького " Гражданина "
• Справочно-методическое пособие по граждановедению для учителей начальных классов, Хабаровск, 2000 год
• Журнал " Ребенок в детском саду " N 4 , 2002 год.
• Журнал " Управление ДОУ " N 6 за 2003 год.
• Е. Шабельник. Е .Каширцева " Права на всякий случай " Вита- Пресс 1995 год.
• В.Г.Бейлинсон " Азбука прав человека " Москва 1994 год.
• Е.С. Шабельник, Е.Г.Каширцева "Азбука прав человека " Москва 1994 год
Дошкольное учреждение способно внести ощутимый вклад в формирование
гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную и
правовую культуру.
В результате работы взрослые и дети осознают, что каждый человек
имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, честь
и достоинство.
|