I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Предметом регулирования настоящего Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее –
Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками,
возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного
образования (далее – Программа) организацией, осуществляющей образовательную
деятельность (далее – Организация).
Требования настоящего Стандарта к Организации
распространяются на ИП, реализующего Программу, в случае если иное не
установлено настоящим Стандартом.
2. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о
правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской
Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных,
этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при
разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные,
общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного
образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей
дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и
широкой общественности.
● особые образовательные потребности отдельных
категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
● возможности освоения ребёнком Программы на разных
этапах её реализации.
3. Стандарт утверждает основные принципы:
● поддержки разнообразия детства;
● сохранения уникальности и самоценности дошкольного
детства как важного этапа в общем развитии человека;
● полноценного проживания ребёнком всех этапов
дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
● создания благоприятной социальной ситуации развития
каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями;
● содействия и сотрудничества детей и взрослых в
процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим
миром;
● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
● формирования познавательных интересов и
познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды
деятельности;
● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития
детей.
4. Стандарт преследует следующие цели:
● обеспечение государством равенства возможностей для
каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
● обеспечение государственных гарантий уровня и
качества образования на основе единства обязательных требований к условиям
реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их
освоения;
● сохранение единства образовательного пространства
Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
5. Стандарт решает задачи:
● охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка,
развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка
как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
● формирования общей культуры воспитанников, развития
их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок
учебной деятельности;
● обеспечения вариативности и разнообразия содержания
образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования,
возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и
направленности с учётом образовательных потребностей и способностей
воспитанников;
● формирования социокультурной среды, соответствующей
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
● обеспечения равных возможностей полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечения преемственности основных образовательных
программ дошкольного и начального общего образования;
● определения направлений для систематического
межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и
общественных объединений (в том числе сетевого).
6.Стандарт является основой для:
● разработки и реализации Программы;
● разработки примерных образовательных программ
дошкольного образования (далее – Примерные программы);
● разработки нормативов финансового обеспечения
реализации Программы;
● формирования учредителем государственного
(муниципального) задания в отношении Организаций;
● объективной оценки соответствия образовательной
деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и
структуре Программы;
● подготовки, профессиональной переподготовки,
повышения квалификации и аттестации педагогических работников,
административно-управленческого персонала государственных и муниципальных
Организаций.
7. Основная образовательная программа дошкольного
образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста
и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Программа направлена на создание условий социальной
ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации
ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной
деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Программа направлена на создание образовательной среды
как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему
условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные
(гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы
сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников
образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию),
деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих
возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
8. Программа утверждается Организацией самостоятельно
в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ
1. При
разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей
в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых
образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач.
Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для
дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью
пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания
детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев
до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
1 Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.
2 За исключением групп, ежедневная продолжительность
пребывания воспитанников в которых превышает 14 часов.
3 Закон РФ «Об образовании», ст. 95.
Программа реализуется в течение всего времени
пребывания воспитанников в Организации2.
9. Стандарт является ориентиром для независимой оценки
качества дошкольного образования
3.
10. Стандарт устанавливает требования, обязательные
при реализации Программы, в том числе:
● к структуре Программы;
● к условиям реализации Программы, включающим
требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к
предметно-пространственной среде;
● к результатам освоения Программы, представленным в
виде целевых ориентиров дошкольного образования.
11. Важное место в структуре требований настоящего
Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации,
обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребёнка.
|